Четырнадцатая Международная Выставка “Internet Trading Expo 2012” Московская Биржа
Contents
Так, например, статья Устава Торгового, согласно которой «биржи суть сборные или собрания принадлежащих к торговому классу лиц, для взаимных по торговле сношений и сделок» давно не соответствовала времени. Первая часть этой статьи появилась еще в 1721 г., а вторая была включена в Торговый Устав в 1887 г. Биржи, и в первую очередь С.-Петербургская, Московская, Одесская, Киевская, Харьковская, Варшавская, Рижская и некоторые другие, уже в конце XIX – начале XX в. Являлись учреждениями руководящими торговлей, устанавливающими цены и обеспечивающими своим членам надлежащую осведомленность. Новым в данном исследовании является выделение основных периодов развития бирж в России. В соответствии с ними рассмотрены и направления государственной политики по отношению к биржам. В диссертации впервые показана деятельность правительства, направленная на борьбу со спекуляцией на курсе кредитного рубля и с другими биржевыми ценностями.
Только в последнее десятилетие история российских бирж стала привлекать внимание отечественных историков и экономистов. Издан даже библиографический указатель о биржах в России, подготовленный Т.Д. К сожалению, раздел о дореволюционных российских биржах нельзя назвать полным, многие известные работы в нем отсутствуют. Более подробен, хотя также со значительными пробелами, раздел газетных и журнальных публикаций о биржах с 1988 по 1991 г.
Петербургская биржа так и не смогла оправиться, хотя в промышленности России не намечалось ни сбоев, ни спада производства. Единственное, что «давило» на биржу, так это колоссальная масса бумаг, выпущенных за последние годы и не нашедших «крепких рук».
Киевская агропромышленная биржа
«Публика» бросилась покупать железнодорожные ценности, отчего те еще быстрее пошли в гору и повышались почти каждый день. Государственный банк и Общество взаимного кредита понизили ссудный процент до пяти и расширили кредит, насколько было возможно. Петербургское общество взаимного кредита давало сначала под новые акции 50% их биржевой стоимости, а вскоре довело размер ссуд под некоторые бумаги до 90%.
Поводом к возникновению биржевой паники послужило известие о неизбежности войны на Балканах и участии в ней России. Большинство https://fx-trend.info/ русских газет, как политических, так и экономических, квалифицировали балканские события как главную причину биржевой паники.
С этого времени стали публиковаться, как правило, в периодических изданиях самые разные сочинения о биржах и биржевой торговле. В большинстве своем в этих публикациях рассматривался нравственный аспект биржевой спекуляции, поэтому они носили часто публицистический характер.
Искушенные в делах опытные биржевые дельцы уверяли, что ничто так не гипнотизирует и не вовлекает в биржевые операции, как окружающая картина всеобщего азарта. На бирже, а особенно на «американке», в шумной толпе, подогреваемой в нужном направлении, было трудно удержаться, чтобы не последовать общему примеру. Операции совершались быстро и решения принимались молниеносно. Порой не было времени что-то сообразить, обсудить или рассчитать. Иначе момент мог быть упущен. Страсть к биржевым операциям проявилась даже в русской деревне.
Украинская биржа
Обращалось внимание на небывалый «спрос из Москвы», где спекулировали не «по-петербургски – для получения разницы, а по-московски – чтобы получить влияние на промышленное предприятие». Акции покупались в банках и банкирских конторах сотнями и тысячами штук по цене на десятки рублей выше последней котировки и сразу на несколько миллионов рублей. Ежедневные обороты Петроградской фондовой биржи достигли суммы 75–100 млн руб.И хотя вечерние собрания были упразднены, тем не менее, большие частные собрания почти ежедневно проходили в банках или ресторанах. Усилилось значение утренних биржевых собраний в Русско-Азиатском банке. Как знамение времени появились особые конторы для консультаций по биржевым вопросам. Развитию интереса к биржевой спекуляции среди широких кругов населения содействовало распространение всевозможных руководств и пособий.
Биржевая игра или спекуляция. Руководство в биржевых операциях.
Биржа, «американка» и «публика» в конце XIX века
Долгое время операции с ценными бумагами совершались применительно к правилам товарной торговли. Все сделки с ценными бумагами на срок запрещались и расценивались как один из видов азартной игры. Впервые даются аргументированные ответы на многочисленные вопросы, связанные с историей и функционированием российских бирж в XVIII – начале XX вв., с биржевым законодательством, а также с политикой правительства в биржевой сфере. Зависимость российских бирж, а, главным образом первенствующей столичной биржи, от европейских финансовых центров, в значительной мере, определялась большим количеством русских ценностей, котировавшихся на мировом фондовом рынке. В России в отличие от западных стран обращение процентных бумаг других государств официально запрещалось. Многие русские экономисты и финансисты считали, что эта правительственная мера оказалась чрезвычайно вредной и невыгодной для экономики страны. Именно по этой причине С.-Петербургская биржа не имела каких-либо веских аргументов для противодействия заграничным спекулянтам.
Но страны и финансовые учреждения тоже дают друг другу в долг. В статье мы собрали примеры крупнейших международных займов в истории. Кредитные организации стали неотъемлемой частью нашей жизни. Но мифы о ненадёжности банковских инструментов остаются распространёнными. Разберёмся, каким из них не стоит верить.
Каждый из этапов рассмотрен в пределах отдельной главы. 17 что всякая развитая биржевая торговля представляет собой крупные оптовые операции заменимыми товарами по стандартам и образцам (товарная биржа) или сделки с ценными бумагами (фондовая биржа). Достаточно спорным и неоднозначным является сочинение экономиста, Л.И. Зайцевой «Биржа в России, или Падение Святой Руси.»15. Автор последовательно проводит мысль о том, что деятельность российских биржевых институтов не соответствовала специфике хозяйственной жизни и не учитывала особенности духовного склада русского народа. Зайцева, с позиций славянофильства, виновницей всех бед и несчастий России считает исключительно биржу, с чем, конечно, нельзя согласиться. Было немало других, более важных причин, которые привели к ослаблению и гибели самодержавной России.
“Киевская товарная биржа” ???
Фонды оказались менее удобными для операций на неофициальной бирже, чем акции. Поэтому основным объектом спекуляции были более подходящие для этой цели бумаги частных предприятий.
Столыпина создало благоприятную почву для спекулятивной игры на понижение на фондовой бирже. Первыми среагировали провинциальные вкладчики бумаг, которые, узнав о смерти премьер-министра, немедленно дали приказ банкам в Петербург и Москву продавать на бирже имеющиеся у них бумаг. Реализация массы биржевых ценностей вызвала общее падение цен, которым воспользовались крупные биржевые дельцы и банки. Они являлись единственными покупателями бумаг падающих в цене. Однако эти кратковременные понижения имели искусственный характер и не могли изменить общий экономический подъем и начинающийся биржевой бум. Паника, однако, продолжалась недолго.
Отчеты о них публиковались даже в газетных биржевых хрониках. Встречались случаи на первый взгляд и совсем необычные.
Не прижившись в структуре новой экономики, они были вскоре упразднены. В истории русских бирж можно выделить несколько больших этапов развития. Некоторые законодательные акты о бирже и маклерах петровского времени просуществовали почти до начала XX века. Экономическая политика государства по отношению к биржам реализо-вывалась, в первую очередь, через законодательство. Следует отметить, что русское биржевое законодательство, являвшееся частью торгового права, инвестирование в строящуюся недвижимость страдало теми же недостатками, которые были характерны для всего российского законодательства. Как известно, оно излагалось не в виде кодекса, а в виде «свода» – систематического сопоставления законоположений, издаваемых в разное время и по разным обстоятельствам. Составители редактировали статьи свода на основании исторических постановлений, не обращая особого внимания, соответствуют изданные в разное время законы насущным потребностям жизни или нет.
Со второй половины декабря и до апреля 1911 г. Цены на бирже снова усиленными темпами «пошли вверх», достигнув высших отметок 30 апреля, а с начала мая вновь стали понижаться. Во время объявления турецко-итальянской войны Петербургская биржа испытала резкое понижение курсов, впрочем, вскоре все бумаги снова «оправились». Без сомнения, это было случайным явлением и не отразилось на дальнейших биржевых расценках. Таким же несущественным по своим последствиям оказалось понижение в июне этого же года, во время марокканского инцидента. Затем отправка Турции русской ноты протеста, касавшейся постройки анатолийской линии укреплений, также вызвала легкое беспокойство на бирже, но незначительное по своим размерам.
Совокупность архивных источников вполне репрезентативна и позволяет проследить процессы развития российских бирж и изменения политики правительства по отношению к биржевой деятельности. Несколько сложнее обстоит дело с документальными материалами, содержащими сведения о биржевом обороте товаров и торговле ценными бумагами. Особые трудности возникают при рассмотрении вопросов взаимоотношения биржи и коммерческих банков, что связано с плохой сохранностью и неполнотой большинства их фондов.
Банковское дело в республике было объявлено государственной монополией, а все акционерные компании и кредитные учреждения национализированы. Следующим декретом СНК от 23 декабря 1917 г. Воспрещались все сделки с ценными бумагами. Виновные в нарушении декрета подлежали суду и конфискации всего имущества. Декретом СНК от 4 марта 1919 г. Все акции и облигации акционерных обществ и товариществ, как ранее и государственные ценные бумаги, безвозмездно отменялись. Возобновление деятельности бирж, в том числе и фондовых, в СССР в годы нэпа продолжалось недолго.
Иногда «злые языки» пытались распространять слухи об участии в биржевой спекуляции близких родственников С.Ю. Витте, но даже «заклятые враги» не решались обвинять его самого в игре на бирже и страсти к наживе. Прежде всего, они старались при помощи разных слухов, газетных уток и ложных котировок «всучить» спекулирующей «публике» как можно больше бумаг по значительно завышенным ценам. Затем, когда начинался процесс понижения, старались взять их обратно по более низким ценам.
«Публика» достаточно нервно переживала все изменения, происходившие на фондовом рынке, что проявилось в их метании из одной крайности в другую. В период оживления на бирже появилось немало высокопоставленных чиновников и даже сановников, участвовавших в спекуляциях. Другой подобный случай произошел с директором департамента железных дорог Министерства финансов В.В.